Eng

Круглый стол «Мониторинг атмосферного воздуха; методики, опыт, результаты»

Круглый стол «Мониторинг  атмосферного воздуха; методики, опыт, результаты»

9 декабря 2022 на базе экономического факультета МГУ состоялся Круглый стол «Мониторинг атмосферного воздуха; методики, опыт, результаты».

В обсуждении текущего состояния систем наблюдения за качеством окружающей среды, влияния объектов негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека приняли участие представители федеральной и региональной исполнительной власти из 23 субъектов федерации, профильных комитетов Федерального собрания, научно-экспертного сообщества, общественных ассоциаций и бизнеса. Модератором Круглого стола выступил декан ЭФ, профессор А.А. Аузан.

В докладах Бобылёва С.Н., д.э.н., заведующего кафедрой экономики природопользования МГУ имени М.В.Ломоносова, независимого эксперта ООН в области устойчивого развития и Ревича Б.А., д.м.н., профессора, заведующего лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения ИНП РАН были приведены количественные и качественные оценки экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха в России. Ежегодный экономический ущерб от деградации экологии, включая негативные последствия для здоровья людей находится в диапазоне от 2-5% ВВП; загрязнение воздуха становится причиной 80 тыс. случаев избыточной (преждевременной) смертности в год. Значительную долю среди объектов негативного воздействия занимают объекты размещения отходов: согласно исследованиям, проживание вблизи таких объектов увеличивает риск заболеваний раком легких и печени в 1,5 раза. При этом текущая регуляторная модель не дает возможности развития комплексной сети мониторинга атмосферного воздуха на территории всей страны, а также качественной оценки указанных рисков.

По результатам круглого стола участники констатировали:

  1. Для принятия оперативных мер по недопущению ущерба или своевременной ликвидации последствий необходим оперативный мониторинг. Наиболее эффективным инструментом контрольно-надзорного мониторинга являются современные компактные станции, что наглядно демонстрирует опыт Московской области (более 200 компактных постов мониторинга).
  2. Плотность государственной сети мониторинга составляет 30% от ГОСТ 17.2.3.01-86 («Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.» 01.01.2021) и существенно уступает международным стандартам (Южная Корея - 12,6 станций на 1 млн человек; ЕС – 11,8; США – 8,5; Россия - 4,3);
  3. Действующее лицензионное регулирование [Росгидромета] в сфере территориальных сетей наблюдения создает барьеры для развития современной сети мониторинга в стране для оперативного управления рисками;
  4. Недостаточная частота осуществления замеров на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее «НВОС», от 1 раза в квартал до 1 раза в год) приводит к ошибочным управленческим решениям и неоправданным затратам на ликвидацию последствий, которые могли быть предотвращены;
  5. Вовлечение всех участников экологического мониторинга необходимо для всестороннего анализа и уточнения оценок. Результаты наблюдений на постах Росгидромета не являются основанием для принятия управленческих решений, в отличие от результатов исследований территориальных подразделений Роспотребнадзора, территориальный сетей наблюдения на региональном и местном уровнях, современных комплексом экологического контроля сформированных на предприятиях.

Участники круглого стола выступили с инициативой сформировать рабочую группу по вопросам мониторинга качества воздуха под эгидой профильного Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию при участии научно-экспертных кругов, представителей профильных органов исполнительной власти, представителей бизнеса, вовлеченных в осуществлении экологических проектов, и общественности.


09 декабря 2022