Руководство для наставников

Уважаемые выпускники!

Обращаем ваше внимание, что наставничество - максимально неформализованный и свободный формат общения со студентами. Сценарии, указанные на данной странице, носят исключительно рекомендательный характер. В ходе вашей работы со студентами вы выстраиваете индивидуальный сценарий, комфортный для вас и вашего ученика. 

Наставничество как инструмент развития

#Естьконтакт - программа наставничества, способствующая карьерному и профессиональному сотрудничеству студентов и выпускников экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Наставниками программы выступают выпускники, инвестирующие свои знания и опыт в развитие потенциала студентов факультета. 

Основными принципами программы являются:

целенаправленность - несмотря на неформальность наставничества, наставник и ученик ставят конкретную цель своей совместной работы,

добровольность - наставники и ученики принимают участие в программе добровольно и на безвозмездной основе, и могут завершить совместную работу в любое время, без негативных последствий для сторон,

открытость - не только ученики, но и наставники, открыты новому опыту,

доверие - общение между учеником и наставником строится на взаимном доверии,

вовлеченность - участие в программе - это инвестиция своего времени, заинтересованность сторон в достижении поставленной цели явлется ключом взаимной ответственности.

Основными целями программы являются: трансляция ценностей Экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, развитие кадрового потенциала Людей Эконома, поддержка карьеры и личного развития, развитие академического сотрудничества.

Роли наставника и студента в программе

Наставник участвует в программе на добровольной и безвозмездной основе. Наставнику предоставляется возможность выбора учеников из числа кандидатов, подавших к нему заявки. Частоту, формат и другие параметры взаимодействия наставник и ученик определяют совместно при первом контакте. 

Ученик формулирует запрос на наставничество: цель, направление взаимодействие, вопросы - все, что ученик хочет проработать с учителем. Ответственность за достижение поставленной цели лежит на ученике, так как ученик является инициатором и получателем знаний и опыта учителя. Ученик доверят опыту наставника, задает вопросы, обсуждает процесс и результаты взаимодействия.

Чтобы эффективно оказывать помощь ученику, наставнику необходимо обладать рядом важных для наставника компетенций: 

уметь устанавливать контакт с разными людьми - интерес к ученику, открытость, доверие,

быть активным слушателем, уметь задавать направляющие и развивающие вопросы (например, используя модель коучинга GROW), эмпатия - стремление понять мысли и чувства ученика, его позицию и мнение,

уметь ставить четкие и достижимые цели (например, используя критерии SMART), понятно и доступно объяснять,

уметь давать развернутую и развивающую обратную связь - конкретную, своевременную, сфокусированную, конструктивную,

уметь вдохновлять на свершения!

Цикл наставничества

Процедура взаимодействия ученика и наставника может бысть построена следующим образом:

  1. Подача выпускником заявки на участие в программе в качестве наставника -  для ускорения процедуры подтверждения заявки выпускнику рекомендуется заполнить свой профиль в личном кабинете выпускника (на сайте https://www.econ.msu.ru/alumni/login/ или в приложении EF MSU Alumni App).
  2. Подача студентами заявок на прикрепление к наставнику в качестве ученика - подаваемые заявки обрабатываются и передаются менеджером программы на согласование наставнику - наставник может принять или отклонить заявку.
  3. Есть контакт! 
    1. при первом контакте наставник и ученик определяют цель и задачи взаимодействия, формат и частоту встреч,
    2. во время дальнейших контактов  наставник и ученик работают над решением совместно поставленных задач и достижением цели, обсуждают промежуточные результаты.
  4. Подведение итогов, закрытие заявки - обсуждение результатов и дальнейших перспектив, предоставление обратной связи о результатах взаимодействия менеджеру программы.

Возможные сценарии встреч

Первый контакт - расскажите ученику о себе, попросите ученика поделиться своей историей и планами, узнайте его ожидания - какую помощь ученик хотел бы получить от вас, поделитесь своими ожиданиями от взаимодействия. При первом контакте важно обсудить и согласовать основные «правила» взаимодействия: частота, продолжительность и формат встреч.

 Чек-лист первого контакта:

Чек-лист второго и последующих контактов:

Чек-лист завершающего контакта:

поставлена цель и задачи взаимодействия наставника и ученика,

обсуждено, какие знания, компетенции, опыт необходимы ученику для достижения поставленной цели,

обсуждено, какие действия необходимо предпринять ученику для достижения поставленной цели,

ученик составил резюме встречи,

наставник и ученик договорились о дате, времени и формате следующей встречи/ встреч.

ученик поделился рефлексией о своем прогрессе в достижении поставленной цели,

наставник поделился, как оценивает прогресс ученика,

наставник узнал, какая помощь требуется ученику для дальнейшей работы по достижению поставленной цели.

 

 

 

 

подведены итоги работы, поставленная цель была достигнута,

наставник и ученик обменялись впечатлениями о совместной работе.

 

 

 

 

 

 

Возможные запросы на наставничество:

Студент может обратиться в программу с любым запросом: помощь в карьерном определении, совместное написание и публикация научных работ, экспертиза, интервью... Среди типичных запросов, с которыми может столкнуться наставник:

Студенту необходима помощь в развитии в целом - принимая такой запрос, наставнику необходимо совместно с учеником определить четкие цели развития (пр первом контакте), проанализировать сильные стороны ученика и его зоны роста. В рамках работы над таким запросом наставнику также рекомендуется поддерживать ученика, повышать его мотивацию, поощрять успехи и достижения. 

Студенту необходима помощь в карьерном развитии - принимая такой запрос, стоит начать с определения интересующей ученика профессиональной области и должности (компании), на которую претендует ученик. В рамках работы над таким запросом наставнику также рекомендуется определить с учеником область знаний и компетенций, необходимых для выбранной должности (компании), и составить план развития.

Студенту необходима помощь в учебной деятельности (экспретиза/ интервью) - принимая такой запрос, стоит иметь в виду его ограничение во времени, как правило, такой запрос ограничиться одним контактом.  

 Если у Вас возникли вопросы, связанные с программой #Естьконтакт, свяжитесь с нами: alumni@econ.msu.ru