Eng

Исследовательская и педагогическая практики (для аспирантов 3 г.о.)

Рабочие программы практик

Рабочие программы педагогической и исследовательской практик разрабатываются как типовые на основе Карт компетенций выпускников с целью обеспечения формирования у обучающихся знаниевой («знать») и деятельностной («уметь», «владеть») компоненты требуемых компетенций. Индивидуализация заданий, оценки, сроков, места прохождения практик осуществляется в рамках индивидуального учебного плана аспиранта.

Как оформить практику?

В конце каждого семестра аспиранты проходят промежуточную аттестацию по выполнению индивидуального учебного плана в части научно-исследовательской работы (НИР) и практик (педагогической, исследовательской). К аттестации необходимо заполнить отчет о педагогической практике, отчет об исследовательской практике и отчет о подготовке научно-квалификационной работы (диссертации). В отчеты вносится информация о всех пройденных практиках за семестр, подсчитывается общий объем практики (исследовательской и педагогической отдельно).


Если руководителем практики был не научный руководитель, то для подтверждения прохождения практики необходимо заполнить соответствующую заявку, которая является основанием для заполнения отчетов по практикам: 

При прохождении исследовательской практики по месту работы вне факультета помимо заявки оформляется договор между факультетом и компанией либо готовятся подтверждающие документы (справки и договора оформляются через Службу содействия трудоустройству).

Заявки подписываются сначала научным руководителем, потом передаются руководителю практики и в отдел аспирантуры. 

На аттестации аспиранты отчитываются перед кафедрой о проделанной работе, подписывают отчеты у научных руководителей и заведующих кафедр. Подписанные отчеты необходимо сфотографировать/отсканировать и выложить в Личный кабинет системы ИСТИНА (инструкция по регистрации). 

После аттестации аспиранты сдают весь пакет документов (отчеты, заявки и иные подтверждающие бумаги: сертификаты, грамоты, справки с работы) ответственному по аспирантуре на кафедре, который передает всю отчетность в отдел докторантуры и аспирантуры.

Как оформить исследовательскую практику по месту работы?

Если аспирант работает по своей специальности, и тематика и содержание его работы непосредственно связаны с темой диссертационного исследования (НКР), то аспирант может оформить исследовательскую практику по месту своей работы. Порядок оформления практики по месту работы следующий:

  1. Получить справку с места работы с указанием должности и подразделения, подтверждающую, что в указанный период Вы работали без больничного и отпуска. Шаблон справки можно скачать здесь. По вопросам особенностей оформления данного документа можно  обратиться в Службу содействия трудоустройству в кабинет 452 в часы работы или по почте practice.econ@org.msu.ru.  В Службе содействия трудоустройству также возможно заключить индивидуальный договор о прохождении практики между МГУ и сторонней организацией (работодателем), если необходимо.

2. Заполнить и подписать заявку на прохождение исследовательской практики у научного руководителя, а затем отдать ее в отдел аспирантуры.

3. По завершении практики заполнить отзыв о прохождении практики, поставить подпись и печать руководителя практики по месту его работы.

4. Предоставить отзыв о практике научному руководителю, который подпишет данный документ и поставит оценку за исследовательсткую практику.

5. Сдать отзыв о практике в отдел аспирантуры.

Справка и заполненная заявка на прохождение практики будут основанием для учета зачетных единиц пройденной практики в период аттестации. 

Какова трудоемкость практики?

Трудоемкость практики отображается в Учебном плане и в индивидуальном учебном плане аспиранта.

Трудоемкость отличнается по семестрам: 

Семестр   1
Объем практики (исследовательская+педагогическая)  0 15  12

Правила распределения практик:

  • В каждом семестре (за исключением 1-го) должны присутствовать оба вида практики (число зачетных единиц должно быть отлично от нуля)

  • В сумме по всем семестрам (со второго по шестой) должно получится 48 зач.единиц, при условии не менее 18 зач.ед. по каждой из практик. То есть у аспирантов есть "запас" в объеме 12 зач.ед. для распределения в ту или иную сторону.

  • По результатам прохождения практик во 2-5 семестрах ставится зачет, а в 6 семестре проводится аттестация с оценкой по фиксированному объему практик (по 6 зач.ед. каждого вида).

Правила расчета объема практики: 

Где можно проходить практику?

Педагогическая практика

Исследовательская практика

  • Экономический факультет МГУ (программы довузовского образования, основные образовательные программы подготовки бакалавров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент»)
  • Факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова
  • Образовательные организации высшего образования
Кто может помочь в организации практики?
Что засчитывается за практику?

Педагогическая практика

Исследовательская практика

  • подготовка учебных материалов для семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов бакалавриата (см. Профильные дисциплины педагогической специализации аспирантов)
  • участие совместно с руководителем в обсуждении результатов самостоятельной работы студентов во время контактных часов;
  • проведение под контролем руководителя семинарских занятий;
  • участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемой дисциплине;
  • разработка совместно с руководителем методических указаний и планов семинарских занятий по отдельным темам;
  • участие в обновлении списка основной и дополнительной литературы, а также статистических данных к читаемому курсу;
  • разработка под контролем руководителя плана и составление конспекта лекции по одному из актуальных вопросов современной экономики, предпочтительно по проблематике магистерского исследования;
  • после одобрения руководителя и с его согласия проведение лекции по подготовленному материалу при обязательном присутствии руководителя;
  • участие в консультациях по написанию студентами-бакалаврами курсовых работ;
  • подготовка предложений по совершенствованию контрольных и экзаменационных заданий для студентов бакалавриата с использованием современных информационных технологий
  • подготовка и публикация научных статей;
  • подготовка и публикация тезисов;
  • разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок;
  • сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задачи;
  • организация и проведение эмпирических исследований, в том числе статистических обследований, опросов, анкетирования;
  • разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
  • разработка экономических, математических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
  • подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
  • участие в подготовке и проведении научных мероприятий;
  • научное редактирование и рецензирование работ;
  • участие в научных исследованиях, включая работу в рамках внутренних грантов экономического факультета МГУ

Новости