Eng

Член управляющего совета программы «Финансовая аналитика» выступил на Гайдаровском форуме 2018 на круглом столе «Битва за финтех: кто, с кем, зачем? Роль университетов»

Член управляющего совета программы «Финансовая аналитика» выступил на Гайдаровском форуме 2018 на круглом столе «Битва за финтех: кто, с кем, зачем? Роль университетов»

В рамках экспертной дискуссии обсуждались финансовые технологии — финтех, их влияние на работу финансовых компаний и экономики в целом и на появление новых трендов в управлении деньгами. Еще несколько лет назад финтех был лишь угрозой стабильной системе, но из маленьких стартапов и отдельных подразделений в крупных корпорациях уже выросла целая индустрия, создающая новые парадигмы управления финансами и входящая в симбиоз с традиционными финансовыми структурами.


В центре внимания новой парадигмы работы с финансами три базовых направления: распределенные реестры (технология блокчейн, смарт-контракты, ICO и прочее), цифровой профиль (сбор и анализ информации о клиентах) и цифровые валюты. Технологическая революция определяет вызовы, стоящие перед финансовыми институтами.

   

Модерировал дискуссию Дмитрий Ягодкин, руководитель проектного направления корпоративных программ РАНХиГС, кратко описавший проблемы, с которыми сталкиваются работодатели при поиске специалистов по финтеху, и задававший участникам круглого стола следующие вопросы:

  • Какие трансформации произойдут в финансовой отрасли в связи со сменой технологической парадигмы?
  • Кто победит: крупные банки или маленькие стартапы? Есть ли здесь противостояние?
  • Кто такие специалисты по финтеху: программисты или предприниматели?
  • Лучшие практики подготовки специалистов для финтеха.

Участники дискуссии:

Алексей Минин, директор Института прикладного анализа данных ЗАО «Делойт и Туш СНГ»
Тимофей Головин, руководитель инкубатора Fintech, заместитель заведующего Научно-исследовательской лабораторией экономики и управления ИБДА РАНХиГС
Антон Арнаутов, генеральный директор АНО «Центр Финансово-Технологических Инноваций «ФинтехЛаб»
Александр Диденко, советник ректората Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, программный директор бизнес-инкубатора
Сергей Студников, старший преподаватель МГУ имени М.В.Ломоносова, старший преподаватель ЭФ РАНХиГС, со-директор Центра прикладных финансовых исследований ЭФ МГУ

image    Алексей Минин отметил, что большинство университетов не верят в цифровую экономику, что может быть вызвано возрастом преподавателей, следовательно, необходимо вовлекать молодых специалистов в процесс преподавания современных технологий. Однако реальность такова, что прирост знаний идёт по экспоненте, и к этому надо приспосабливаться. Кроме этого, подготовка специалиста по финтеху — это прежде всего междисциплинарность, например, сплав экономики и программирования, менеджмента и программирования.
    Антон Арнаутов в своем выступлении обратил внимание, что многие компании создают свои образовательные центры, что не является эффективной формой, лучше аутсорсить подготовку специалистов в вузы, для этого представители компаний должны приходить с разными формами взаимодействия в вузы, участвовать в подготовке специалистов с необходими для компании компетенциями, навыками и знаниями. Это существенно проще, чем переучивать выпускников после вуза еще пару лет.
    Александр Диденко обратил внимание на такую форму взаимодействия между вузами и компаниями как мини MPV — небольшие предприятия, организованные для монетизации продуктов, создаваемых во взаимодействии между компаниями и студентами. Чаще всего эффективным будет формат инкубаторов, когда студенты под руководством представителей компаний создают продукт с дальнейшей реализацией его на рынке.
    Сергей Студников отметил, что с 2012 года началась трансформация жестких образовательных рамок, в которых приходится существовать вузам (ФГОСы). При этом линейность студент-вуз-работодатель превращается в треугольник, симбиоз, когда студент, работая, учится и учится тому, что необходимо работодателю. Сергей рассказал о формах взаимодействия экономического факультета МГУ с компаниями в целях подготовки специалистов по финтеху, а также призвал компании активнее участвовать в образовательном процессе через групповое проектное обучения, которое сейчас активно продвигают в жизнь.
image    Тимофей Головин поделился с участниками дискуссии позитивным опытом сотрудничества инкубатора и магистерской программы РАНХиГС со Сбербанком, рассказал, что бизнес-образование должно строиться как конструктор Лего, где каждый студент берёт только то, что ему надо, а компании получают готового специалиста, заточенного под свои нужды еще в процессе его обучения. Особую роль в подобном образовании он отвёл специализированным образовательным проектам — летним и зимним школам.

Все спикеры сошлись на мнении, что, во-первых, на текущий момент (январь 2017) специалистов по финтеху на рынке труда нет, во всяком случае в нужном количестве и с нужными компетенциями. Во-вторых, образовательная система должна быстрее реагировать на потребности рынка, при этом компаниям не надо стесняться сотрудничества с вузами и их образовательными программами. Среди вызовов для университетов были отмечены дистанционное образование, необходимость перехода на новые предметные области (анализ больших данных, машинное обучение).

Подробнее про круглый стол на сайте Гайдаровского форума.


17 января 2018