Меню

Тарануха Юрий Васильевич

Личная страница в системе ИСТИНА

16.03.1954. Окончил экономический факультет Ленинградского госуниверситета имени А.А. Жданова по специальности политическая экономия (1977). Аспирантура по кафедре политической экономии экономического факультета МГУ (1982-1984). Кандидат экономических наук (1985), доцент (1991). Доктор экономических наук (2003).

В МГУ работает с 1989 г. в качестве доцента кафедры политической экономии Института повышения квалификации при МГУ, а с 1992 г. – кафедры экономической теории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова. С 2004 г профессор указанной кафедры.

На экономическом факультете работает с 2013 г. В настоящее время профессор кафедры политической экономии.

Читает курсы «Микроэкономика», «Экономика отраслевых рынков» для студентов бакалавриата экономического факультета, Казахстанского филиала МГУ и филиала МГУ в г. Баку, а также курсы «Предпринимательская экономика», «Инновационная экономика» для магистрантов Казахстанского филиала МГУ.

Принимал активное участие в реализации программ Института экономического развития Мирового Банка по профессиональной переподготовке госслужащих стран СНГ.

Является автором более 100 научных и научно-методических работ, общим объемом более 400 п.л., в том числе трех монографий, учебника и 5 учебных пособий, а также соавтором пяти учебных пособий.

Дважды отмечен благодарностью Ректора МГУ. Награжден медалью «В память 850-летия Москвы».

Педагогическая деятельность:

 Программа бакалавров

 

 Программа магистров

Область научных интересов:

Подготовил трех кандидатов наук.

Основные научные работы:

Основные учебно-методические работы

Тематика курсовых работ.

I. Конкуренция и конкурентоспособность

  1. Конкуренция в цифровой экономике
  2. Влияние цифровизация экономики на функционирование рынка
  3. Влияние санкционных условий на состояние конкурентной среды России
  4. Теория конкуренции и ее трактовки
  5. Экономическая природа конкуренции
  6. Статический и динамический подход к анализу конкуренции
  7. Теория совершенной и несовершенной конкуренции: их единство и развличие
  8. Конкуренция в информационно-инновационной экономике
  9. Марксистская теория конкуренции и ее экономическое значение
  10. Экономическая природа и роль глобальной конкуренции
  11. Движущие силы развития конкуренции на современном этапе
  12. Монополистическая конкуренция: формы и методы
  13. Особенности конкуренции в банковском секторе
  14. Теория монополии и антимонопольное регулирование.
  15. Антимонопольная политика в условиях глобальной конкуренции.
  16. Политика развития конкуренции на российских рынках.
  17. Конкурентоспособность российской экономики и способы ее повышения
  18. Развитие конкурентного потенциала национальной экономики.
  19. Конкурентоспособность фирмы и способы ее повышения
  20. Конкурентные стратегии российских предприятий.
  21. Конкурентная стратегия в инновационной отрасли
  22. Конкурентные стратегии выхода на мировые рынки
  23. Стратегический альянс как форма повышения конкурентоспособности
  24. Ценовая и неценовая конкуренция: формы и методы.
  25. Природа недобросовестной конкуренции и ее влияние на экономику

II. Анализ отраслевых рынков

  1. Технологические и институциональные факторы выбор границ фирмы
  2. Фирма в условиях цифровизации экономики
  3. Концепция естественных монополий и ее развитие в экономической теории
  4. Франчайзинг и его роль в развитии рынка и конкуренции
  5. Формы соглашений (сговоров, координированного поведения) компаний в современной России и их последствия для рынка.
  6. Тарифное регулирование в отраслях естественных монополий (на примере…).
  7. Влияние структуры рынка на стимулы к инновациям.
  8. «Экономика знаний»: содержание, источники и факторы формирования
  9. Ценовая дискриминация: теория и российская практика.
  10. Отраслевые (административные) барьеры в России: их оценка и роль.
  11. Финансово-промышленные группы в экономике России.
  12. Место и роль естественных монополий в российской экономике.
  13. Вертикально интегрированные структуры в российской экономике.
  14. Современные формы сетевых структур в экономике
  15. Стратегические альянсы: природа и формы организации

III. Предпринимательство

  1. Экономическая природа и роль предпринимательства в обществе
  2. Предпринимательство в условиях цифровизации экономики
  3. Влияние санкционных условий на состояние российского предпринимательства
  4. Современные тенденции в развитии предпринимательства
  5. Государственное предпринимательство: природа, формы и роль
  6. Малый бизнес: его место и роль в экономике
  7. Роль малого и среднего бизнеса в повышении конкурентоспособности региона
  8. Место и роль бизнеса в инновационной системе
  9. Вынужденное и креативное предпринимательство
  10. Теневой сектор экономики России: причины, формы, роль, способы борьбы
  11. Природа и специфика венчурного предпринимательства (капитала)
  12. Кластерная форма предпринимательства
  13. Теория первоначального накопления капитала и становление российского предпринимательства
  14. Этика и социальная ответственность бизнеса
  15. Теория и практика инновационного предпринимательства.
  16. Особенности предпринимательства в цифровой экономике
  17. Электронный бизнес

Аудитория 314, часы приема: ср.: 12.00 – 13.00; чт.: 10.30 -12.00

e-mail: yvtaranuha@econ.msu.ru ; yu.taranukha@mail.ru

Расписание занятий: http://cacs.econ.msu.ru/index.php?prr=1530