Eng

Тарануха Юрий Васильевич

Личная страница в системе ИСТИНА

16.03.1954. Окончил экономический факультет Ленинградского госуниверситета имени А.А. Жданова по специальности политическая экономия (1977). Аспирантура по кафедре политической экономии экономического факультета МГУ (1982-1984). Кандидат экономических наук (1985), доцент (1991). Доктор экономических наук (2003). Заслуженный профессор МГУ (2019).

В МГУ работает с 1989 г. в качестве доцента кафедры политической экономии Института повышения квалификации при МГУ, а с 1992 г. – кафедры экономической теории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова. С 2004 г профессор указанной кафедры.

На экономическом факультете работает с 2013 г. В настоящее время профессор кафедры политической экономии.

Читает курс «Микроэкономика» для студентов бакалавриата экономического факультета, Казахстанского филиала МГУ, филиала МГУ в г. Баку и Совместного университета МГУ и Пекинского политехнического института в г. Шэньжэне (Китай), а также курс «Экономика отраслевых рынков» для студентов бакалавриата экономического факультета и филиала МГУ в г. Баку. Читает курс «Предпринимательская экономика» для магистрантов Казахстанского филиала МГУ.

Принимал активное участие в реализации программ Института экономического развития Мирового Банка по профессиональной переподготовке госслужащих стран СНГ.

Является автором более 100 научных и научно-методических работ, общим объемом более 400 п.л., в том числе трех монографий, 3 учебников и 5 учебных пособий, а также соавтором трех монографий, двух учебников и пяти учебных пособий.

Дважды отмечен благодарностью Ректора МГУ. Награжден медалью «В память 850-летия Москвы».

Педагогическая деятельность:

 Программа бакалавров

  • Микроэкономика
  • Экономика отраслевых рынков
  • Предпринимательство: теория и российская практика
  • Конкурентоспособность национальной экономики: оценка и определяющие факторы
  • Конкуренция и конкурентные стратегии
  • Стратегия создания устойчивой конкурентоспособности фирмы

 Программа магистров

  • Инновационная экономика
  • Развитие конкуренции и эволюция теории конкуренции
  • Инновационное развитие в глобальной экономике: роль предпринимательства и конкуренции
  • Гиперконкуренция – борьба за лидерство на мировых рынках

Область научных интересов:

  • Рыночное поведение фирмы
  • Экономика отраслевых рынков
  • Конкуренция и конкурентное поведение
  • Предпринимательская и инновационная экономика

Подготовил трех кандидатов наук.

Основные научные работы:

  • Теория отраслевых рынков: проблема определения предметной области. Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2021, т. 16, № 1.
  • Свободная и регулируемая конкуренция: две формы реализации конкурентного принципа. Вестник Томского университета. Серия Экономика. 2021. № 54.
  • О периодизации развития теории отраслевых рынков. Вестник Омского университета. Серия экономика. 2021, т. 19, № 2.
  • Три эффекта конкуренции. // Вестник Томского госуниверситета. Серия Экономика. № 49. 2020.
  • О природе регулирования конкуренции. //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия экономика, 2019. Т.35, № 3.
  • От «частичного рабочего» к участнику управления: перемена места работника в производстве. // Вопросы политической экономии, 2019, № 1.
  • Неошумпетерианское тестирование факторов «созидательной! Конкуренции: выводы для России // Вестник Московского университета. Сер. Экономика., 2018, № 5
  • К вопросу о новых явлениях в капиталистической экономике // Общество и экономика, 2018, № 12.
  • «Невидимая рука» А. Смита: содержание и роль // Общественные науки и современность, 2018, № 6.
  • Трансформация фирмы: от контракта владельцев ресурсов к кооперации владельцев компетенций. // Менеджмент в России и за рубежом. 2018, № 1.
  • Национальная экономика. Учебник. Под ред. А.В. Сидоровича. Гл. Предпринимательство и конкуренция. М.: Юрайт, 2017.
  • Микроконкуренция: содержание и механизм действия. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Экономика. 2017. Т. 33, вып. 2.
  • Модификация конкурентного принципа в про­цессе эволюции конкуренции. // Общество и экономика. 2017. № 3-4.
  • Шумпетерианская конкуренция как генератор перемен. // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017, № 5.
  • Глобальная конкуренция – высшая стадия развития конкуренции. // Экономика и предпринимательство. 2016, № 12.
  • Системный подход к анализу конкуренции. // Общество и экономика. 2015, № 1-2.
  • Конкурентный профиль фирмы. Менеджмент в России и за рубежом. № 2, 2016
  • Мезоконкуренция: от выравнивания состязательных условий к преодолению атомистического устройства рынка. Экономика и предпринимательство. № 2, 2016
  • Конкурентоспособность страны: зачем за нее бороться. Общество и экономика. № 5, 2016
  • Постсоветский феномен номенклатурного предпринимательства: причины формирования и пути преодоления. Экономист, № 8, 2016
  • Конкурентное поведение фирмы в условиях гиперконкуренциию Менеджмент в России и за рубежом. № 2, 2014.
  • Современная конкуренция: новые условия, новые конкуренты и способы борьбы. Экономика и предпринимательство, №2, 2014.
  • Стратегия поведения в современной конкуренции. Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 2014.
  • Конкуренция: система и процесс, М.: Дело и сервис, 2012. – 58 п.л.
  • Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. М. «Дело и сервис». 2003. – 23 п.л.
  • У нас интересы капитала и экономики не совпадают. // Независимая газета, НГ- политэкономия. № 222 от 27.11.1998. – 0,8 п.л.
  • Каналы финансирования инвестиций в переходной экономике. // Общество и экономика. №11-12. 2000. – 1,0 п.л.
  • Предпринимательство в переходной экономике. // Экономист, № 10. 2000. – 0,8 п.л.
  • Рыночные реформы и индивидуальное воспроизводство. Монография. М.: Учеба. 2002. 8, п.л.
  • Экономический потенциал рабочей акционерной собственности и способы его реализации в Российской экономике. // Экономист. № 3, 2003. – 0,8 п.л.
  • Монетизация социальных льгот: эффективность и справедливость. // Человек и труд, № 2, 2005. – 0,8 п.л.
  • Профсоюзы и глобализация. // Человек и труд, № 4, 2006. – 1,2 п. л.
  • Liberalizacja rosijskej gospodarki jako przyklad reformy destrukcyinej.Мegatrendy we wspolczesnym swecie. Red M. Lipiec-Zajchowska. // WWZ. Uniwersytetu Warszawskiego Warshawa. 2006. S. 192-206. – 1,2 п.л.
  • Природа конкуренции и принципы организации конкурентной среды. // Конкуренция и рынок. 2010, июнь № 2(46). 1,0 п.л.
  • К вопросу об универсальной или единой теории конкуренции. // Современная конкуренция. 2010, № 6. – 1,0 п.л.
  • Экономическая природа и сущность конкуренции. // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2011. – 1,3 п.л.
  • Адвокатирование конкуренции – в чем его суть? // Экономист, № 12, 2011. – 1,3 п.л.
  • Как заставить конкуренцию работать. // Конкуренция и рынок. №3 (55) сентябрь 20012. – 1,2 п.л.
  • Конкурентоспособность фирмы. // Вестник Московского ун-та. Серия Менеджмент. № 4, 2012. – 1,0 п.л.
  • О природе предпринимательства. // Экономика и предпринимательство. № 1, 2013. – 1,5 п.л.
  • О категории «конк урентоспособность». // Вестник Московского ун-та. Серия Экономика. № 3, 2013. – 1, 0 п.л.

Основные учебно-методические работы

  • Микроэкономика. Практикум. М., Кнорус, 2021.
  • Микроэкономика. Учебник. М.: Кнорус, 2019.
  • Экономика для менеджеров. Учебник. Под ред. А.А. Пороховского, И.М. Тенякова. В 2-х томах. Книга I. М.: 2019.
  • Национальная экономика. Учебник. Под ред. А.В. Сидоровича. Гл. Предпринимательство и конкуренция. М.: Юрайт, 2019.
  • Конкуренция и конкурентоспособность. Учебное пособие. М., RUSience, 2015.
  • Предпринимательство: теория и российская действительность. Учебное пособие. 2-е изд. М., RUSience, 2015.
  • Конкурентные стратегии. Современные способы завоевания преимуществ. Практическое пособие. М., RUSience, 2016.
  • Микроэкономика. Учебник. Гриф УМО по менеджменту. М. «Кнорус». 2008, 2010, 2012. – 20 п.л. (в соавторстве).
  • Раздел. Предпринимательство в национальной хозяйственной системе. – 4,2 п.л. В учебнике Курс экономической теории. Под ред. А.В. Сидоровича. М., «Дело и Сервис”. 1997, 2007, 2011.
  • Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах). Учебное пособие. М. «Дело и Сервис”. 2002, 2009. – 15,0 п.л.
  • Микроэкономика. (В структурно-логических схемах). Учебное пособие. М. «Дело и Сервис”. 2002, 2009. – 19,0 п.л.
  • Микроэкономика. Учебник. Гриф Министерства науки и образования РФ. М. «Дело и сервис». 2006, 2009, 2011. – 56 п.л.
  • Микроэкономика. Тесты, Графические упражнения. Задачи. Учебное пособие. М. «Дело и сервис». 2006, 2013. – 13,0 п.л.
  • Предпринимательство: теория и российская практика. Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2007. – 16 п.л.
  • Конкуренция и конкурентные стратегии. Учебное пособие. М.: ДиС. 2008. – 16,5 п.л.
  • Политическая экономия. Учебное пособие. Под ред. Ф.М. Волкова, А.В. Сидоровича, М.: Изд-во московск. ун-та, 1990.
  • Политическая экономия. Учебно-методическое пособие. Рига. Изд-во РВВИУ, 1987. – 24,0 п.л. (в соавт).

 

Тематика курсовых и выпускных работ

для студентов направления «Экономика» и «Менеджмент»

  1. Конкуренция в условиях цифровизации экономики
  2. Экономическая природа и роль глобальной конкуренции
  3. Особенности конкуренции в банковском секторе
  4. Теория монополии и антимонопольное регулирование.
  5. Конкурентоспособность (фирмы, региона, страны) и способы ее повышения
  6. Франчайзинг: его природа, формы и методы реализации
  7. Ценовая дискриминация: теория и российская практика.
  8. Современные формы сетевых структур в экономике
  9. Стратегические альянсы: природа и формы организации
  10. Кластеры – современная форма завоевания конкурентных преимуществ
  11. Предпринимательство в условиях цифровизации экономики
  12. Креативное предпринимательство
  13. Малый бизнес: его природа и роль в экономике
  14. Анализ развития цифровизации предпринимательского сектора в России
  15. Анализ факторов роста инновационной активности в России
  16. Анализ состояния малого и среднего бизнеса в российской экономике

   17. Этика и социальная ответственность бизнеса (предпринимательства).

Специализированная тематика курсовых и выпускных работ

для студентов направления «Менеджмент»

  1. Жизненный цикл организации в условиях современной (гипер) конкуренции.
  2. Трансформация современного предприятия: сетевые и безграничные формы организации производства
  3. Стратегии повышения конкурентоспособности фирмы в условиях глобальной конкуренции.
  4. Инновационная фирма: условия и факторы создания и функционирования.
  5. Конкурентная разведка как способ завоевания рыночного лидерства.

Аудитория 323

e-mail: yvtaranuha@econ.msu.ru ; yu.taranukha@mail.ru

Расписание занятий: http://cacs.econ.msu.ru/index.php?prr=1530