Тарануха Юрий Васильевич

Личная страница в системе ИСТИНА

16.03.1954. Окончил экономический факультет Ленинградского госуниверситета имени А.А. Жданова по специальности политическая экономия (1977). Аспирантура по кафедре политической экономии экономического факультета МГУ (1982-1984). Кандидат экономических наук (1985), доцент (1991). Доктор экономических наук (2003).

В МГУ работает с 1989 г. в качестве доцента кафедры политической экономии Института повышения квалификации при МГУ, а с 1992 г. – кафедры экономической теории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова. С 2004 г профессор указанной кафедры.

На экономическом факультете работает с 2013 г. В настоящее время профессор кафедры политической экономии.

Читает курсы «Микроэкономика», «Экономика отраслевых рынков» для студентов бакалавриата экономического факультета, Казахстанского филиала МГУ и филиала МГУ в г. Баку, а также курсы «Предпринимательская экономика», «Инновационная экономика» для магистрантов Казахстанского филиала МГУ.

Принимал активное участие в реализации программ Института экономического развития Мирового Банка по профессиональной переподготовке госслужащих стран СНГ.

Является автором более 100 научных и научно-методических работ, общим объемом более 400 п.л., в том числе трех монографий, учебника и 5 учебных пособий, а также соавтором пяти учебных пособий.

Дважды отмечен благодарностью Ректора МГУ. Награжден медалью «В память 850-летия Москвы».

Педагогическая деятельность:

 Программа бакалавров

 

  • Микроэкономика
  • Экономика отраслевых рынков
  • Предпринимательство: теория и российская практика
  • Конкурентоспособность национальной экономики: оценка и определяющие факторы
  • Конкуренция и конкурентные стратегии
  • Стратегия создания устойчивой конкурентоспособности фирмы

 Программа магистров

  • Инновационная экономика
  • Развитие конкуренции и эволюция теории конкуренции
  • Инновационное развитие в глобальной экономике: роль предпринимательства и конкуренции
  • Гиперконкуренция – борьба за лидерство на мировых рынках

Область научных интересов:

  • Рыночное поведение фирмы
  • Экономика отраслевых рынков
  • Конкуренция и конкурентное поведение
  • Предпринимательская и инновационная экономика

Подготовил трех кандидатов наук.

Основные научные работы:

  • Трансформация фирмы: от контракта владельцев ресурсов к кооперации владельцев компетенций. // Менеджмент в России и за рубежом. 2018, № 1.
  • Национальная экономика. Учебник. Под ред. А.В. Сидоровича. Гл. Предпринимательство и конкуренция. М.: Юрайт, 2017.
  • Микроконкуренция: содержание и механизм действия. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Экономика. 2017. Т. 33, вып. 2.
  • Модификация конкурентного принципа в про­цессе эволюции конкуренции. // Общество и экономика. 2017. № 3-4.
  • Шумпетерианская конкуренция как генератор перемен. // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017, № 5.
  • Глобальная конкуренция – высшая стадия развития конкуренции. // Экономика и предпринимательство. 2016, № 12.
  • Системный подход к анализу конкуренции. // Общество и экономика. 2015, № 1-2.
  • Конкурентный профиль фирмы. Менеджмент в России и за рубежом. № 2, 2016
  • Мезоконкуренция: от выравнивания состязательных условий к преодолению атомистического устройства рынка. Экономика и предпринимательство. № 2, 2016
  • Конкурентоспособность страны: зачем за нее бороться. Общество и экономика. № 5, 2016
  • Постсоветский феномен номенклатурного предпринимательства: причины формирования и пути преодоления. Экономист, № 8, 2016
  • Конкурентное поведение фирмы в условиях гиперконкуренциию Менеджмент в России и за рубежом. № 2, 2014.
  • Современная конкуренция: новые условия, новые конкуренты и способы борьбы. Экономика и предпринимательство, №2, 2014.
  • Стратегия поведения в современной конкуренции. Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 2014.
  • Конкуренция: система и процесс, М.: Дело и сервис, 2012. – 58 п.л.
  • Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. М. «Дело и сервис». 2003. – 23 п.л.
  • У нас интересы капитала и экономики не совпадают. // Независимая газета, НГ- политэкономия. № 222 от 27.11.1998. – 0,8 п.л.
  • Каналы финансирования инвестиций в переходной экономике. // Общество и экономика. №11-12. 2000. – 1,0 п.л.
  • Предпринимательство в переходной экономике. // Экономист, № 10. 2000. – 0,8 п.л.
  • Рыночные реформы и индивидуальное воспроизводство. Монография. М.: Учеба. 2002. 8, п.л.
  • Экономический потенциал рабочей акционерной собственности и способы его реализации в Российской экономике. // Экономист. № 3, 2003. – 0,8 п.л.
  • Монетизация социальных льгот: эффективность и справедливость. // Человек и труд, № 2, 2005. – 0,8 п.л.
  • Профсоюзы и глобализация. // Человек и труд, № 4, 2006. – 1,2 п. л.
  • Liberalizacja rosijskej gospodarki jako przyklad reformy destrukcyinej.Мegatrendy we wspolczesnym swecie. Red M. Lipiec-Zajchowska. // WWZ. Uniwersytetu Warszawskiego Warshawa. 2006. S. 192-206. – 1,2 п.л.
  • Природа конкуренции и принципы организации конкурентной среды. // Конкуренция и рынок. 2010, июнь № 2(46). 1,0 п.л.
  • К вопросу об универсальной или единой теории конкуренции. // Современная конкуренция. 2010, № 6. – 1,0 п.л.
  • Экономическая природа и сущность конкуренции. // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2011. – 1,3 п.л.
  • Адвокатирование конкуренции – в чем его суть? // Экономист, № 12, 2011. – 1,3 п.л.
  • Как заставить конкуренцию работать. // Конкуренция и рынок. №3 (55) сентябрь 20012. – 1,2 п.л.
  • Конкурентоспособность фирмы. // Вестник Московского ун-та. Серия Менеджмент. № 4, 2012. – 1,0 п.л.
  • О природе предпринимательства. // Экономика и предпринимательство. № 1, 2013. – 1,5 п.л.
  • О категории «конк урентоспособность». // Вестник Московского ун-та. Серия Экономика. № 3, 2013. – 1, 0 п.л.

Основные учебно-методические работы

  • Национальная экономика. Учебник. Под ред. А.В. Сидоровича. Гл. Предпринимательство и конкуренция. М.: Юрайт, 2017.
  • Политическая экономия. Учебно-методическое пособие. Рига. Изд-во РВВИУ, 1987. – 24,0 п.л. (в соавт).
  • Раздел. Предпринимательство в национальной хозяйственной системе. – 4,2 п.л. В учебнике Курс экономической теории. Под ред. А.В. Сидоровича. М., «Дело и Сервис”. 1997, 2007, 2011.
  • Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах). Учебное пособие. М. «Дело и Сервис”. 2002, 2009. – 15,0 п.л.
  • Микроэкономика. (В структурно-логических схемах). Учебное пособие. М. «Дело и Сервис”. 2002, 2009.19,0 п.л.
  • Микроэкономика. Учебник. Гриф Министерства науки и образования РФ. М. «Дело и сервис». 2006, 2009, 2011. – 56 п.л.
  • Микроэкономика. Тесты, Графические упражнения. Задачи. Учебное пособие. М. «Дело и сервис». 2006, 2013. – 13,0 п.л.
  • Предпринимательство: теория и российская практика. Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2007. – 16 п.л.
  • Конкуренция и конкурентные стратегии. Учебное пособие. М.: ДиС. 2008. – 16,5 п.л.
  • Микроэкономика. Учебник. Гриф УМО по менеджменту. М. «Кнорус». 2008, 2010, 2012. – 20 п.л. (в соавторстве).
  • Конкуренция и конкурентоспособность. Учебное пособие. М., RUSience, 2015.
  • Предпринимательство: теория и российская действительность. Учебное пособие. 2-е изд. М., RUSience, 2015.
  • Конкурентные стратегии. Современные  способы завоевания преимуществ. Практическое пособие. М., RUSience, 2016.

 

Тематика курсовых работ.

I. Конкуренция и конкурентоспособность

  1. Теория конкуренции и ее трактовки
  2. Экономическая природа конкуренции
  3. Статический и динамический подход к анализу конкуренции
  4. Теория совершенной и несовершенной конкуренции: их единство и развличие
  5. Конкуренция в информационно-инновационной экономике
  6. Марксистская теория конкуренции и ее экономическое значение
  7. Экономическая природа и роль глобальной конкуренции
  8. Движущие силы развития конкуренции на современном этапе
  9. Монополистическая конкуренция: формы и методы
  10. Особенности конкуренции в банковском секторе
  11. Теория монополии и антимонопольное регулирование.
  12. Антимонопольная политика в условиях глобальной конкуренции.
  13. Политика развития конкуренции на российских рынках.
  14. Конкурентоспособность российской экономики и способы ее повышения
  15. Развитие конкурентного потенциала национальной экономики.
  16. Конкурентоспособность фирмы и способы ее повышения
  17. Конкурентные стратегии российских предприятий.
  18. Конкурентная стратегия в инновационной отрасли
  19. Конкурентные стратегии выхода на мировые рынки
  20. Стратегический альянс как форма повышения конкурентоспособности
  21. Ценовая и неценовая конкуренция: формы и методы.
  22. Природа недобросовестной конкуренции и ее влияние на экономику

II. Анализ отраслевых рынков

  1. «Экономика знаний»: содержание, источники и факторы формирования
  2. Ценовая дискриминация: теория и российская практика.
  3. Отраслевые (административные) барьеры в России: их оценка и роль.
  4. Финансово-промышленные группы в экономике России.
  5. Место и роль естественных монополий в российской экономике.
  6. Вертикально интегрированные структуры в российской экономике.
  7. Современные формы сетевых структур в экономике
  8. Стратегические альянсы: природа и формы организации

III. Предпринимательство

  1. Экономическая природа и роль предпринимательства в обществе
  2. Современные тенденции в развитии предпринимательства
  3. Государственное предпринимательство: природа, формы и роль
  4. Малый бизнес: его место и роль в экономике
  5. Роль малого и среднего бизнеса в повышении конкурентоспособности региона
  6. Место и роль бизнеса в инновационной системе
  7. Вынужденное и креативное предпринимательство
  8. Теневой сектор экономики России: причины, формы, роль, способы борьбы
  9. Природа и специфика венчурного предпринимательства (капитала)
  10. Кластерная форма предпринимательства
  11. Теория первоначального накопления капитала и становление российского предпринимательства
  12. Этика и социальная ответственность бизнеса
  13. Теория и практика инновационного предпринимательства.
  14. Особенности предпринимательства в информационной экономике
  15. Электронный бизнес

Аудитория 314, часы приема: ср.: 12.00 – 13.00; чт.: 10.30 -12.00

e-mail: yvtaranuha@econ.msu.ru ; yu.taranukha@mail.ru

Расписание занятий: http://cacs.econ.msu.ru/index.php?prr=1530