журнал «Человек и труд»

http://www.chelt.ru/2005/1-05/list_1-05.html
 
Copyright © Журнал «Человек и труд» № 1, 2005 г.

  № 1, 2005

В номере:



РОССИЯ ПЕРЕД ВЫЗОВОМ XXI ВЕКА
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Виктор Садовничий: ”Я против любой приватизации высшей школы и всеми силами буду противостоять этому”
Больше нигде нет такой высокой концентрации ученых (300 академиков, 10 тыс. докторов и кандидатов наук), которые на 29 факультетах обучают 40 тыс. студентов. Причем любой гражданин мира - это положение содержится в Уставе МГУ - может им стать, если выдержит вступительные экзамены...
(интервью с ректором МГУ)

Достойный труд в XXI веке
Круглый стол, проведенный в МГУ в рамках Ломоносовских чтений, посвященных 250-летию университета, 45-летию преподаванию экономики труда в МГУ.
 
Достойный труд - высокая цель и жизненная необходимость.
 
Вниманию читателей предлагаются фрагменты выступлений участников "круглого стола".
 
Несмотря на то, что Концепция достойного труда разработана МОТ несколько лет назад, в нашей стране она остается достоянием узкого круга ученых и специалистов. Тем более значимой представляется инициатива кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, организовавшей в конце ноября обсуждение темы "Достойный труд в XXIвеке" на "круглом столе" в рамках Ломоносовских чтений, посвященных 250-летию университета, 45-летию преподавания экономики труда в МГУ. К чести участников дискуссии - разговор получился предметным и содержательным, лишенным елейности, как правило, характерной для юбилейных мероприятий.
 
После краткого вступительного слова декана экономического факультета МГУ В. Колесова организатор встречи доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики труда и персонала Р. Колосова дала слово г-же П. Баррет-Рид, директору Бюро МОТ в Москве по странам СНГ, которая представила Концепцию и перечислила признаки достойного труда:
 
- продуктивная деятельность или производительный труд, способный обеспечивать конкурентоспособность страны;
 
- справедливый доход для работников;
 
- безопасность на рабочем месте;
 
- социальная защита (от безработицы, в случае беременности, необходимости ухода за ребенком, пенсионное обеспечение);
 
- перспективы личностного роста;
 
- активное участие в принятии важных управленческих решений (через профсоюзы и ассоциации предпринимателей);
 
- равные стартовые позиции и возможности для обоих полов.
 
Что касается реализации данной Концепции, то на глобальном уровне МОТ содействует выработке и принятию единых трудовых стандартов; на национальном (с октября 2000 г. ) - осуществляется пилотная программа МОТ по достойному труду, особенностью которой является взаимосвязь между развитием трудовых отношений и уровнем экономического развития страны. Из государств СНГ в нее включен только Казахстан.
 
Важнейшее условие достойного труда - социальный диалог и кооперация его участников.
 
Р. Колосова: "Задумывая проведение этого "круглого стола", мы осознавали, что столь сложную проблему нельзя исчерпывающе рассмотреть в процессе одной дискуссии. Тем не менее мы сочли необходимым собрать за этим столом представителей исполнительной власти, профсоюзов, работодателей, ученых, специалистов, чтобы выслушать их мнения и оценки в контексте темы, безусловно заслуживающей углубленного и детального анализа".
 
Л. Костин, доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений: "Очевидно, что на протяжении всего пореформенного периода внимание к вопросам труда снижается. Пожалуй, лишь в последние два-три года, когда стала ощущаться нехватка квалифицированных рабочих, несколько повысился интерес к подготовке кадров. Между тем долговременные перспективы развития отечественной экономики самым непосредственным образом связаны с трудом, высококачественным и эффективным. Поэтому МОТовская идеология достойного труда может иметь огромное значение для России, хотя подчас она ставится под сомнение и у нас, и за рубежом. Оппоненты считают ее цели нереалистичными. Более того, они расцениваются как непозволительная роскошь и угроза конкурентоспособности компаний и национальной экономике.
 
Признаюсь, что и у меня вначале складывалось подобное впечатление. Ведь это факт, что, несмотря на принятие Всемирной программы занятости, в мире насчитывается более 160 млн. безработных и 1 млрд. людей, живущих в нищете... Однако изучение и анализ новых материалов убедили меня в том, что осуществление Концепции следует рассматривать как ответ на вызовы глобализации. Напомню, что МОТ провела обширное исследование ее социальных последствий.
 
В двух последних докладах Генерального директора МОТ и ряде других публикаций выделены элементы, позволяющие охарактеризовать это понятие, но нет точного определения. Попытаюсь его сформулировать. Достойный труд - это высокоэффективный труд в хороших и безопасных производственных условиях, дающий работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности, навыки и мастерство, труд с достойной оплатой и справедливым распределением плодов прогресса, труд, когда права трудящихся защищены и они активно участвуют в деятельности организации, внося максимально возможный вклад в общее благополучие.
 
Руководство МОТ заявило о своем намерении сконцентрироваться на решении проблем достойного труда как глобальной потребности. Для этого МОТ имеет уникальные возможности, объединяя представителей правительств, трудящихся, предпринимателей. На осуществление Концепции в 2002-2003 гг. была израсходована четверть регулярного бюджета МОТ, а из внебюджетных источников - более одной трети".
 
С. Калашников, доктор экономических наук, руководитель Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства РФ. "Не стану говорить о законотворчестве в трудовой сфере; оно у нас достаточно отрегулировано. Не хотел бы касаться и вопросов, связанных с реализацией принципов трипартизма, поскольку каков рынок труда, таков и трипартизм. Остановлюсь подробнее на проблемах Достойного труда в связи с состоянием национального рынка труда, где наблюдаются в высшей степени противоречивые процессы.
 
Негативная тенденция заключается в том, что в системе государственной власти в последний год произошло значительное свертывание тех сфер регулирования, которые входили в компетенцию бывшего Минтруда. Проблемы рынка труда сегодня практически сведены к регулированию занятости (причем в очень ограниченном понимании) и к деятельности Рострудинспекции. Конечно же, это абсолютно не охватывает сферу деятельности, связанную с формированием и поддержанием национального рынка труда. По сути дела, он является квазирынком.
 
Наиболее ярким примером игнорирования потребностей в регулировании рынка труда является тот факт, что проблемы трудовой миграции, как и миграции вообще, находятся в сфере ведения МВД. Абсурдность ситуации заключается в том, что милиционеру, задача которого - не допускать нарушений законодательства и порядка, отданы функции регулирования трудовой миграции. Результат - обескураживающий. Так, МВД представило в правительство проект, согласно которому количество разрешений на привлечение иностранной рабочей силы на следующий год определено в 220 тыс. человек. И это при том, что за прошлые годы официально регистрируемая трудовая миграция составляет 1, 5 млн. человек, а с учетом неофициальной - не менее 4 млн.
 
Позитивная тенденция - в том, что бизнес уже осознает остроту проблемы регулирования рынка труда. На Совете по конкурентоспособности и предпринимательству утверждена, рабочая группа по проблемам развития рынка труда и демографии. Инициатива бизнеса получила поддержку председателя правительства и вице-премьера.
 
В рамках начавшейся сейчас работы (в том числе и в аппарате правительства) целесообразно выделить основные процессы в развитии рынка труда, которые государство будет регулировать несмотря ни на что: содействие эффективной занятости, снижение уровня безработицы, повышение гибкости рынка труда, обеспечение социальной поддержки безработных граждан; преодоление межрегиональных диспропорций на рынке труда и трудовая миграция; повышение конкурентоспособности рабочей силы, особенно с учетом прогнозируемого вступления в ВТО; поддержка малого предпринимательства; регулирование привлечения иностранной рабочей силы; введение трудовых стандартов (разработка и внедрение общероссийского классификатора профессий и системы профессиональных стандартов в связи с необходимостью кардинального улучшения профессионального образования, системы профориентации, подготовки кадров).
 
Какова же иерархия проблем, которые сейчас стоят перед государственным регулированием рынка труда? Прежде всего, на мой взгляд, повышение эффективности занятости. С 1990 г. по 1998 г. ВВП сократился на 42, 5 %, а число занятых - на 15, 3 %. Цифры говорят сами за себя. Неполная занятость в 1998 г. составляла 12 млн. человек (имевшие вынужденные отпуска по инициативе администрации). Сейчас ситуация несколько улучшается: в 2002 г. таких было примерно 3 млн. человек.
 
Главное же, в чем проявляется неэффективная занятость, - производительность труда. У нас в стране она в три раза ниже, чем в развитых странах. Я не сторонник тезиса о том, что наши работники менее эффективны в своей работе и менее производительны с точки зрения живого труда. Низкая производительность обусловлена изношенными, морально и физически устаревшими производственными мощностями, отсталыми технологиями, плохой организацией труда. Дело в том, что с учетом более низкой зарплатоемкости продукции реальная производительность труда в России может быть оценена примерно в два раза выше, чем, допустим, в США. Это, кстати, говорит и об уровне эксплуатации российских работников.
 
Еще одна проблема - качество рабочей силы. Мы всегда были убеждены в преимуществах нашего образования, хорошей подготовленности работников. Но сегодня этот миф развеян. Нынешнее качество отечественной рабочей силы не отвечает современным требованиям. Вступив в ВТО, мы очень быстро это почувствуем.
 
Подготовленность рабочей силы напрямую связана с состоянием профтехобразования. С 2005 г. ПТУ передаются в ведение субъектов Федерации, большинство которых не имеет финансовых возможностей их содержать, что чревато крахом этой сферы профобучения. Не менее острая проблема - воссоздание системы подготовки кадров на предприятиях, иначе говоря, внутрифирменного обучения. Необходимы государственные стимулы, для того чтобы развивать эту систему.
 
Самой общей является проблема участия государства в регулировании различных аспектов функционирования рынка труда: сегодня деятельность государства распылена между различными организациями. По моему глубокому убеждению, ликвидация Минтруда - необоснованное решение. Практически нет стран, где бы такого министерства не существовало. Невозможно построить рыночное хозяйство, не сформировав цивилизованный рынок труда".
 
А. Сафонов, доктор экономических наук, руководитель Департамента трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития РФ: "Поддерживая тезис о необходимости создания цивилизованного рынка труда, хотел бы остановиться на теме повышения стоимости рабочей силы в нашей стране и его влияния на занятость.
 
Когда эта проблема рассматривается на государственном уровне, речь обычно идет о таких формальных показателях, как уровень минимальной зарплаты, соотношение МРОТ и ПМ. Однако есть смысл затронуть и другие аспекты, а именно - связанные с повышением заработной платы и выяснением того, что влияет на стоимость рабочей силы. Ведь последняя, с одной стороны, является фактором производства, с другой - связана с уровнем занятости в экономике.
 
Сегодня мы имеем определенную структуру производства и сложившийся уровень производительности труда, а значит, более или менее устоявшееся разделение труда как внутри страны, так и в мировой экономике. Эти позиции во многом и обусловливают уровень стоимости рабочей силы. Тем не менее значительная часть зарплатных проблем может быть решена государством без обращения к инструменту линейного увеличения МРОТ.
 
Повышение стоимости рабочей силы может быть достигнуто иными путями. В частности, государство должно преодолеть некий правовой нигилизм, который существует у работодателей в части выполнения своих обязательств по оплате труда. Речь идет, например, о задолженности по зарплате. Хотя начиная с 1998 г. она сократилась с 88 млрд. до 24 млрд руб., но все же сохраняется. С точки зрения здравого смысла и мирового опыта такой проблемы не должно существовать. Но российские реалии и наше трудовое законодательство подобные ситуации допускают. Очевидно, чтобы найти разумные решения, необходимы определенные усилия со стороны государства в рамках диалога с работодателями и профсоюзами.
 
Долгое время государство слабо использовало административные механизмы воздействия на работодателей с тем, чтобы они четко выполняли свои обязательства. В 2004 г. президент поставил перед правительством задачу наладить ежемесячный мониторинг задолженности по оплате труда и создать инструменты в первую очередь законодательного плана, которые бы помогли усилить ответственность работодателя в части выплаты заработной платы. Эти направления должны находиться в поле зрения государства и всех социальных партнеров, что скажется на повышении реальных доходов граждан.
 
Что касается занятых в бюджетной сфере (более 15 млн. человек), то увеличение их заработной платы должно быть напрямую увязано с повышением эффективности их труда, более четким целеполаганием, определением стандартов оказываемых услуг. Требуют совершенствования и системы оплаты труда, которые должны мотивировать работников к высокопроизводительному и качественному труду.
 
Безусловно, необходимо проанализировать ситуацию, которая складывается в связи с принятием 122-го закона. В частности, не повлияет ли передача организации системы оплаты труда региональных бюджетников субъектам Федерации на существование единого социального пространства в стране?
 
Бытует мнение, что после ликвидации Минтруда вопросы труда оказались где-то на задворках. Но это не так: по инициативе Министерства здравоохранения и социального развития в госбюджете появился раздел "Рынки труда". В рамках нашего министерства большая часть департаментов занимается именно вопросами труда и социальной защиты".
 
Ф. Прокопов, доктор экономических наук, руководитель Департамента социальной политики РСПП: "На очередном съезде РСПП 16 ноября 2004 г. утверждена Социальная хартия российского бизнеса и постановление "О повышении эффективности социального партнерства и социальной миссии российского бизнеса и развития качества трудовых ресурсов". Эти документы включают в себя идеи Концепции достойного труда. Представители бизнеса исходят из того, что сегодня фактор социальной устойчивости определяет успешное развитие самого бизнеса.
 
В последнее время под лозунгом административной реформы происходит сброс функций государства как регулятора процессов, в частности, на рынке труда. Регулирующая роль государства в этой сфере явно недостаточна.
 
Аналогичная тенденция прослеживается в области профессиональной подготовки. Население тратит на образование порядка 50 млн. долл. в год. Положение здесь еще более критическое, чем в сфере государственного регулирования трудовых отношений. Чрезвычайно важно учитывать и демографическую ситуацию. Если раньше мы говорили прежде всего о повышении качества трудовых ресурсов, то сегодня страна вплотную столкнулась с дефицитом самих трудовых ресурсов. Государство должно быть более эффективным регулятором рынка образовательных услуг. Нельзя также пускать на самотек процессы, связанные с заработной платой как в государственном секторе, так и в отраслях материального производства. Государство не может самоустраняться от выполнения таких регулирующих функций.
 
Ключевая проблема: борьба с бедностью. Сократится ли она от увеличения заработной платы? На крупных промышленных предприятиях страны работодатель, возможно, и потянет ее повышение. А вот потянет ли государственный сектор? На тему бедности есть немало разработок общего плана, но нет таких, которые бы позволили работодателю принять социально ответственное решение".
 
М. Москвина, кандидат экономических наук, генеральный директор Аналитического центра развития социального партнерства: "Экспертное сообщество понимает, что страны с высоким уровнем бедности и низким уровнем образования обладают крайне малыми внутренними ресурсами для развития. Тем более важны открытость власти, ответственность граждан и бизнеса, активность общественных организаций. При естественной противоречивости их интересов объективно необходимо взаимодействие между ними, эффективным механизмом которого является социальное партнерство. Очевидным его достижением можно считать принятие Трудового кодекса. В том же ключе необходимо работать над поправками к Налоговому кодексу и законодательству о социальном страховании.
 
В последние 15 лет процесс формирования одной из сторон социального партнерства -работодателя - протекает непросто. Результаты масштабного социологического исследования (на материалах более 200 объединений работодателей в 35 субъектах Федерации) показывают, что 76 % опрошенных работодателей озабочены вопросами социальной стабильности. Главная цель их вступления в ассоциации - лоббирование своих интересов в органах власти и доступ к информации. 2/3 работодателей заявили о своем интересе к трехсторонним переговорам и другим формам социального партнерства. Около 70 % объединений работодателей оказывают услуги по подбору персонала и обучению. Имеется практика проведения аттестаций, аудита персонала и т. п. "
 
Г. Стрела, секретарь ФНПР. "Все содержащиеся в Концепции МОТ признаки достойного труда предусмотрены в Трудовом кодексе. Вообще говоря, недостойного труда не существует, бывают недостойные его условия (оплата и др.). В России не хватает мест приложения труда с достойными условиями, в том числе с достойной зарплатой.
 
Переговоры социальных партнеров обычно укладываются в стандартную схему. Представители предпринимателей и профсоюзов спорят, приводят расчеты, а ресурсов нет. Интересно, что одна из сторон всегда держит нейтралитет: либо работодатели позволяют нам "бодаться" с правительством, либо мы сражаемся с работодателями, правительство же остается, что называется, над схваткой, наблюдая со стороны. Для работников все это малопродуктивно. Профсоюзы сегодня еще не обладают достаточной силой и достаточной квалификацией, чтобы противостоять вызовам времени.
 
И профсоюзы, и работодатели заказывают научные разработки. Любопытна ситуация с их оплатой: мы это делаем за счет взносов членов профсоюза, они - фактически за счет ресурсов работника. Государство принимает такое финансовое неравенство, не проявляет необходимой активности в создании института независимых экспертов. Считаю, что переговорную кампанию надо вести под эгидой государства в рамках определенного временного периода, оно должно управлять этим процессом, корректируя позиции спорящих сторон.
 
XXIв. будет определяться быстро меняющимися технологиями, соответствующими сдвигами в организации труда, управлении. Однако, по моему убеждению, конкурентная экономика -тупиковый путь развития, ибо построена она на разжигании инстинкта сверхпотребления, истощении природных и трудовых ресурсов. Очень важно учитывать эти опасности и искать разумные решения на основе социального диалога".
 
С. Смирнов, доктор экономических наук, проректор Государственного университета -Высшей школы экономики: "Когда мы говорим о достойном труде, то закономерно спросить: достойным для кого? Если рассуждать о работнике вообще и создавать абстрактно благоприятные условия труда, то особых прорывов не будет. Важно учитывать весь комплекс производственно-технических и социально-экономических условий, включая характер мотивации и статус занятости. Для большинства работающих по найму - одни параметры достойного труда, для работающих не по найму - другие. Очевидно, что самозанятый предприниматель без образования юридического лица и работодатель по-разному воспринимают понятие достойного труда.
 
Очень сложен вопрос о цене достойного труда. Есть система некоторых социальных гарантий: минимальная заработная плата, минимальный уровень социального обеспечения, но мы не можем оценить, во сколько обойдется работодателю доведение рабочих условий до достойных. К тому же и субъективные оценки работников по поводу того, что они подразумевают под достойным трудом, значительно различаются. Такого рода опрос можно было бы провести в рамках системы государственной статистики. Его результаты позволили бы реально представить приблизительный объем расходов на достижение целей достойного труда. Но в любом случае оттягивать решение проблем, связанных с заработной платой, далее нельзя".
 
В. Костиков, доктор экономических наук, директор Института макроэкономических исследований Минэкономразвития России: "Факт снижения численности населения несет в себе огромный отрицательный психологический заряд: граждане испытывают дискомфорт от сознания того, что живут в вымирающей стране. Это негативно сказывается на всех сторонах жизнедеятельности общества, в том числе и на трудовой сфере. Движение в направлении достойного труда невозможно себе представить без оздоровления демографической ситуации.
 
За годы реформирования смертность возросла, а рождаемость снизилась. Такова цена приспособления к новому жизненному укладу, реалиям рыночной экономики. Сегодня, однако, можно констатировать, что первые и наиболее важные шаги в адаптации общества к радикальным изменениям уже сделаны. Начинают срабатывать позитивные механизмы социально-экономического развития. Будущее демографических процессов представляется вовсе не таким уж мрачным, как нам пытаются втолковать СМИ и некоторые эксперты. С 1994 г. идет вниз кривая младенческой смертности, рождаемость в последние пять лет демонстрирует устойчивую тенденцию к повышению. Задача государства - закрепить положительное".
 
К. Лайкам, доктор экономических наук, первый заместитель председателя Росстата России: "Наша экономика труда в целом отвечает требованиям международных стандартов. Стараемся ее трансформировать с учетом поправок, которые вносит жизнь. Как известно, главная информационная база централизованна органами статистики; серьезные разделы формирует служба занятости. Мы активно сотрудничаем с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования (в частности по статистике травматизма) и с Государственной инспекцией труда. Все более востребована статистика оплаты труда; она дополнена сведениями о задолженности по заработной плате. Имеется очень подробная статистика по кадрам органов государственной власти и местного самоуправления, трудовым конфликтам, трудовой миграции, условиям труда и производственному травматизму".
 
В. Роик, доктор экономических наук, советник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации: "Гносеологические корни категории "достойный труд" надо искать в средневековой Европе. Цеховые и профессиональные установки в области труда базировались на христианских добродетелях и моральных нормах. Эволюция труда и экономических отношений в период XI- XVвв. происходила в неразрывной связи с формированием христианской этики труда: труд, рассматривавшийся как наказание (языческое восприятие), был вытеснен образом труда как средства спасения и оправдания земного бытия. Иными словами - труд оценивался христианскими проповедниками не как унизительное и тяжелое бремя, а как возвышающее человека деяние.
 
Для индустриального этапа развития общества характерна высокая степень регламентации труда, трудовых и социально-защитительных отношений с использованием детально разработанной системы законов и норм. Профессиональное мастерство получило публичную оценку и признание, сформировались важнейшие понятия: содержательный труд, квалифицированный и трудолюбивый работник, ответственный работодатель.
 
Такой подход нашел отражение в христианских социальных доктринах католицизма, протестантизма и православия. Так, в энциклике папы Льва XIIIRerumnovarum(1891 г.), посвященной социальному положению рабочего класса, рассмотрены проблемы мира труда и изложены основные установки Церкви по их решению: в обществе должны уважаться достоинство человека труда и сам труд; труд и капитал являются взаимодополняющими элементами; государство призвано создать благоприятные условия для гармоничных социальных отношений. При этом социальный компромисс между работодателями и наемными работниками возможен только при условии, если жизненный уровень последних достаточно высок, т. е. заработная плата позволяет им нормально жить и работать, а также обеспечивает достойное содержание членов их семей.
 
Развитие этих идей мы находим в энциклике Иоанна Павла II"О труде", в которой речь идет, в частности, об обязанности трудиться и методах организации труда.
 
На постиндустриальном этапе развития общества наблюдается тенденция к упрощению трудовых отношений с точки зрения моральной компоненты. Превалирует формальный нормативный подход, понимание достойного труда сужается до таких его признаков, как достойная зарплата и приемлемая социальная защита. Подобные установки отражает и Концепция, разработанная МОТ. В ней речь идет только об обеспечении потребностей работника и его семьи с позиции расширенного воспроизводства рабочей силы и высокого качества трудовой жизни.
В контексте темы достойного труда, на мой взгляд, сегодня нельзя игнорировать такие важные понятия, как мораль и этика. Почему дифференциация доходов в стране достигла невиданных размеров? Почему общественным богатством, по существу, распоряжается несколько десятков семей? Почему, наконец, столь слабо регулятивное, воздействие государства? В целом вопрос о достойном труде необходимо поднять на другой уровень -нужны научные исследования по самым разным аспектам проблемы: экономическим, социальным, философским, моральным и этическим".
 
Р. Колосова: "Проблематика Концепции достойного труда синтезирует в себе представления многих наук: общеэкономической теории, экономики труда, политологии, права, демографии, этики, экологии и т. д. Однако несомненно, что базовую роль в этом комплексе играет экономика труда в широком ее понимании как комплекс традиционных и новых научных школ, концепций и теорий (внутренних рынков труда, сигналов, поиска работы, человеческого капитала и т. д. ). Новые аналитические возможности в изучении трудовых отношений открыло использование концептуального и понятийного аппарата институционализма и неоинституционализма, предложивших исследователям теории трансакционных издержек, теории контрактов и асимметрии информации, теории оппортунистического поведения и т. д.
 
Как следствие, идет устойчивый процесс выделения в самостоятельные блоки новых направлений в экономике труда (как в научных исследованиях, так и на практике). На основе научных исследований происходит пересмотр прежних и формирование современных фундаментальных представлений, вырабатываются соответствующие методические подходы и алгоритмы принятия практических решений в трудовой сфере.
 
Для изучения и выработки механизмов реализации Концепции достойного труда важна структуризация проблемного пространства экономики труда во взаимосвязи с аналитическими возможностями различных научных школ.
 
Возьмем на себя смелость представить в качестве гипотезы следующее понимание эволюции в системе знаний о труде и социально-трудовых отношениях. В соответствии со ставшим уже традиционным поуровневым подходом к систематизации и структуризации экономических явлений и процессов выделяются, как известно, макро-, мета- и микроуровни их исследования, оценки и принятия решений. Исходя из этой логики, общеэкономическая теория структурируется, к примеру, на макро- и микроэкономику. Заметим, что специалистами уже обосновано вычленение мета- и мегаэкономики. Более того, при экономическом анализе дополнительно выделяют: наноэкономику - экономику физических лиц; номоэкономику - экономику домохозяйств; мезоэкономику - экономику регионов и отраслей; субэкономику - экономику транснациональных корпораций; мегаэкономику - мировую экономику. Логическое построение проблемного поля экономики труда как науки целесообразно, на наш взгляд, структурировать аналогичным образом, выделив прежде всего - макро-, мета- и микроэкономику труда.
 
Далее, проблемное поле экономики труда может быть структурировано по следующим основаниям: степени соотношения теоретического и прикладного аспектов с выделением по каждому из вышестоящих уровней макроэкономики труда-Iи микроэкономики труда-I. Соответственно, положения стандартной экономической теории должны последовательно применяться к исследованию общеэкономических процессов, локальных явлений, внутрифирменных трудовых отношений и индивидуальному трудовому поведению (выделяя при этом макро- и микроэкономику труда-П и III).
 
Декомпозиция проблемного поля экономики труда возможна и по вертикали - "глубине погружения" в многообразие научных школ и концепций, исследующих все более тонкие взаимосвязи между факторами и использующих все более широкий спектр инструментов исследования и моделирования процессов труда и социально-трудовых отношений".
 
В. Бобков, доктор экономических наук, директор Всероссийского центра уровня жизни: "Концепция достойного труда непосредственно связана с понятием качества жизни как чрезвычайно широкого и многоаспектного понятия, выходящего далеко за пределы экономики. Это - прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы жизнедеятельности человеческого общества. Для объективной оценки качества жизни нужны научные нормативы определения потребностей и интересов людей. Но не менее важна и субъективная сторона.
 
Основными компонентами качества жизни являются здоровье, образование, производительность труда, занятость, материальная и жилищная обеспеченность, а также семейный быт. Если по каждому из шести компонентов качества жизни определить измерители, нормативы потребностей и взвешивающие коэффициенты, то можно по соответствующей формуле измерить обобщающий показатель - индекс качества жизни".
 
Н. Волгин, доктор экономических наук, заведующий кафедрой труда и социальной политики РАГС: "Достойный труд - надежный источник и основа социально-экономического развития страны. Однако в нашем обществе как минимум две проблемы сдерживают адекватное его значению отношение к труду, выводя его из ранга бесспорных приоритетов, мотивируя прогрессирующую апатию работающей части россиян.
 
Первая проблема - углубляющееся противоречие между трудом и капиталом. Можно ли гармонизировать разные по своей природе интересы труда и капитала? Можно, если использовать конкретные правовые механизмы, способные сделать бизнес не только экономически заинтересованным (в росте прибыли и доходов), но и социально ответственным, а труд экономически ответственным (за рост прибыли и доходов предприятий). Для этого надо так формировать фонды оплаты труда предприятий, чтобы они жестко и прямо пропорционально зависели от конечных результатов работы организации (допустим, ежемесячный ФОТ - 60 % полученного дохода предприятия). В таком случае векторы интересов труда и капитала начнут сближаться.
 
Вторая проблема - недооценка государством очевидной роли и значения труда, его организации, нормирования, оплаты, охраны и т. д. Оно сегодня больше занимается вопросами распределения скудного объема материальных благ и услуг, перераспределением льгот и компенсаций, нежели приумножением созданной стоимости. Развитие труда и его инфраструктуры - прямых источников экономического роста и увеличения ВВП - отпущены в "свободное плавание", отданы на откуп регионов, предприятий и организаций при отсутствии необходимой правовой и экономической базы. В государственных программах трудовая проблематика чаще всего отсутствует либо отодвинута на задний план. Наглядное тому подтверждение - ликвидация Минтруда России".
 
Л. Чижова, доктор экономических наук, профессор Института макроэкономических исследований: "России необходимо изменить макроэкономическую ситуацию в трудовой сфере. Практически до сих пор нет внятной государственной политики в сфере труда. Регулирование занятости носит пассивный характер. Трансформация сферы занятости в рыночном направлении происходит в значительной мере стихийно и непоследовательно, а потому нередко сопровождается усилением прежних и появлением новых негативных тенденций,Стратегические целевые установки в сфере труда не обозначены даже при переходе к экономическому росту.
 
На протяжении всего периода реформ государство практически не ставило задачу выработки целостной концепции регулирования занятости и рынка труда, сосредоточив внимание лишь на одном объекте регулирования - организованном сегменте рынка труда, который достаточно узок и продолжает уменьшатся. Кроме того, происходит маргинализация состава зарегистрированных безработных, а число вакансий растет главным образом за счет непрестижных рабочих мест. Специфические черты трудовой сферы страны затрудняют переход к "развитому" рынку труда. Размытость статуса занятого и незанятого населения, широкое распространение теневой занятости и скрытой безработицы, структурные перекосы в отраслевом и профессиональном распределении занятых, чрезмерная дифференциация уровней занятости по регионам и низкая территориальная мобильность рабочей силы - все это может быть преодолено лишь при условии целенаправленного государственного регулирования занятости".
 
О том, как на практике можно и нужно постепенно создавать условия для производительного, творческого и комфортного труда с достойным уровнем заработной платы говорили: О. Шулус, проректор Академии труда и социальных отношений, рассказавший о развитии социального партнерства в регулировании внутрифирменных трудовых отношений; Ю. Одегов, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом РЭА им. Г. В. Плеханова, ознакомивший участников "круглого стола" со своими представлениями о подготовке государственных стандартов в сфере высшего профессионального образования третьего поколения; К. Ремизов, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ, посвятивший свое выступление значению коллективных договоров. С. Рощин, кандидат экономических наук, доцент кафедры, экономики труда и персонала экономического факультета МГУ, обратил внимание на то, что структура рабочих мест в России деформируется в сторону увеличения доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда. О положении молодых специалистов на рынке труда, качестве их подготовки и трудностях адаптации говорила Т. Разумова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ. На важности законодательного регулирования достойного труда акцентировала внимание М. Луданик, старший преподаватель кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ.

25 ноя 2004