Eng

МФК

Информационные бизнес-системы (Information Business Systems)

Авторы: Лугачев М.И., профессор,  д.э.н., зав. кафедрой Экономической информатики;  mil@econ.msu.ru

Скрипкин К.Г., к.э.н., доцент кафедры Экономической информатики

Трудоемкость: 24 аудиторных часа

Итоговая аттестация: зачет

Аннотация:

Целевая аудитория – студенты естественных факультетов, интересующиеся приложениями информационных систем в экономике и бизнесе, исследователи информационных процессов (социологи, философы), студенты-журналисты, пишущие на темы информации.

Информационные системы превратились в естественный компонент повседневной жизни. Они помогают в управлении нашими коммуникациями, финансами и домами. Информационные бизнес-системы (ИБС) занимают особое положение: их главное назначение в управлении предприятиями и организациями. Отраслевые особенности предприятий могут быть принципиально различными, но параметры используемых ими ИБС при этом близки. Рассмотрению достаточно общих свойств ИБС, позволяющих им быть универсальным инструментом для решения конкретных экономики и бизнеса и посвящен данный курс.

Программа курса «Информационные бизнес-системы»

Тема 1. Понятие информационной бизнес-системы

Тема 2. Информация и ее свойства

Скачать презентацию по теме 1 и теме 2
 
  • Определение ИБС. Архитектура ИБС: информационные технологии и бизнес-приложения.
  • Определения информации. Данные, информация и знания.
  • Эволюция архитектуры ИБС.
  • Неопределенность и асимметрия – имманентные свойства информации.
  • Оценка количества информации. Энтропия и разнообразие.
  • Семиотический подход к оценке информации;
  • Затраты на информацию. Транзакционные издержки.
  • Неопределенность, транзакционные издержки и информационные системы.

Тема 3. Моделирование бизнеса  – основа для автоматизации управления предприятием

Скачать презентацию по теме 3

  • Логистика и логистические системы.
  • Материальные, финансовые и информационные потоки и процессы. Информационные модели.
  • Примеры бизнес-моделей.
  • Моделирование стартапа. Шаблон Остервальдера-Пинье.
  • Цепочка добавления стоимости Портера.
  • Определение бизнес-процесса. Основные, вспомогательные и управленческие бизнес-процессы.
  • Моделирование бизнес-процессов.
  • Реинжиниринг бизнес-процессов.
  • Понятие ИТ-сервиса, примеры ИТ-сервисов.

Тема 4. ИБС в управлении предприятием

Скачать презентацию по теме 4. Часть 1

Скачать презентацию по теме 4. Часть 2

  • Информационная система и новая модель бизнеса;
  • Эволюция ИБС. Масштаб и интеграция. Транзакционные и аналитические системы.
  • Корпоративные информационные системы - КИС – ERP;
  • Автоматизация документооборота.
  • Управление взаимодействием с клиентом – CRM – системы.
  • Управление цепочкой поставок – SCM – системы.
  • Системы поддержки принятия решений – СППР – DSS/BI.
  • Автоматизированные системы управления технологическими процессами АСУТП.

Тема 5. Жизненный цикл ИБС

  • Жизненный цикл технологии; Gartner Hype Cycle;
  • Определение жизненного цикла ИБС; Модели жизненного цикла;
  • Внедрение ИБС, как проект. Управление проектом внедрения.
  • Оценка затрат на ИБС. Совокупная стоимость владения;
  • Оценка выгод ИБС. Парадокс производительности.
  • Скалярные показатели и комплементарные эффекты. ИБС – как технологии общего назначения.
  • Цифровая организация. Матрица изменений, как инструмент перехода к цифровой организации.

Тема 6. Управление информационными бизнес-системами

  • Принципы управления ИБС. Библиотека ITIL и  система ITSM.
  • Пользователю нужны не технологии, а конкретные услуги: каталог ИТ-сервисов;
  • Пять уровней управления ИБС;
  • Процессы модели ITSM.

 Тема 7. Перспективы развития ИБС

  • Мобильные системы;
  • Облачные вычисления;.
  • Big Data;
  • In Memory;
  • Интернет вещей.

Курс может быть интересен студентам следующих факультетов: ВМК, журналистики, социологического, философского, глобальных процессов, государственного управления, юридического и др.

Вопросы к зачету:

     1.                  Что такое информация?

2.                  Что такое информационные технологии, из каких элементов они состоят?

3.                  Как информационные технологии меняют экономические свойства информации?

4.                  Что такое система?

5.                  Что такое информационная система (ИС)? Каковы особенности информационных бизнес-систем (ИБС)?

6.                  Для чего создается модель? В каком соотношении находятся модель и объект? Почему модель всегда является неполной?

7.                  Что такое материальные, финансовые и информационные потоки и процессы?

8.                  Что такое информационная модель?

9.                  На основании каких моделей работают финансовые и товарные биржи? Приведите пример.

10.              Что такое модель бизнеса?

11.              Приведите примеры традиционных моделей бизнеса: нишевая, посредника.

12.              Приведите примеры сетевых моделей бизнеса: медийная, фримиум, длинный хвост.

13.              Для чего применяется шаблон бизнес-модели Остервальдера?

14.              Какое открытие Адама Смита лежит в основе цепочки добавления стоимости М.Портера?

15.              Расскажите о происхождении бизнес-модели «Цепочка добавления стоимости (ЦДС)». Для чего она применяется?

16.              Приведите пример ЦДС для конкретного бизнеса.

17.              Что такое бизнес-процесс?

18.              Представьте основные, вспомогательные и управленческие бизнес-процессы.

19.              Какие средства для построения моделей бизнес-процессов Вам известны?

20.              Что такое реинжиниринг бизнес-процессов?

21.              Что такое ИТ-сервис?

22.              Приведите примеры бизнес-процессов, видов деятельности и обеспечивающих ИТ-сервисов

23.              Что такое workflow? Приведите пример.

24.              Проиллюстрируйте утверждение «Бизнес-процесс: – алгоритмическое описание бизнеса».

25.              Покажите, что workflow – это алгоритмическое и информационное описание бизнеса».

26.              Как ИС проникают в экономику, бизнес? Прокомментируйте утверждение «То, что не моделируемо – то и не автоматизируемо».

27.              Что такое информационный процесс и чем он отличается от бизнес-процесса?

28.              Что такое данные, информация и знания?

29.              Как данные превращаются в информацию, а информация – в знания.

30.              Приведите пример данных, информации и знаний.

31.              Каковы основные свойства информации?

32.              Опишите свойства асимметрии и неполноты информации.

33.              Опишите, что такое  риски и неопределенность.

34.              Представьте структурированные и неструктурированные данные и задачи. Какие из них чаще всего решаются средствами корпоративных ИС и почему?

35.              Что такое энтропия?

36.              Что такое количество информации по К.Шеннону?

37.              Сформулируйте закон необходимого разнообразия У.Р.Уэшби.

38.              Опишите семиотический подход к измерению количества информации.

39.              Что такое синтаксическая, семантическая и прагматическая меры информации, содержащейся в сообщении?

40.              Что такое документ?

41.              Что такое документооборот. Что такое автоматизация документооборота?

42.              Для чего нужны ИБС? Как они влияют на операционную эффективность и конкурентное преимущество компании?

43.              Локальные, малые, средние и крупные (ERP) ИБС. Примеры. Назовите, какие отечественные и зарубежные информационные системы разного масштаба, применяются для управления предприятием.

44.              Опишите технологические и предпринимательские выгоды применения ИБС.

45.              Опишите основные этапы эволюции ИБС.

46.               Приведите пример управления предприятием с помощью ИБС. Представьте основные ИТ-сервисы MRP.

47.              Что является входом MRP – систем? Их выходом? Что такое Bill of Material?

48.              Какова связь MRP с SCM?

49.              Каковы основные ИТ-сервисы SCM?

50.              Опишите смысл узлов и дуг в системе управления цепочкой поставок (SCM).

51.              Какие возможности оптимизации цепочки поставок Вам известны?

52.              Какие дополнительные ИТ-сервисы к MRP появляются в MRPII?

53.              Приведите примеры ИТ-сервисов ERP, которых нет в MRPII?

54.              Что такое CRM-система? Каковы ее основные ИТ-сервисы?

55.              Приведите пример работы CRM-системы для футбольного клуба.

56.              Опишите принципу управления ИБС.

57.              Что представляет собой библиотека ITIL?

58.              Каковы основные процессы ITSM?

59.              Каковы перспективы развития информационных технологий в менеджменте по направлениям:

·                    Мобильности;

·                    Использования облачных технологий;

·                    Применения моделей Big Data

·                    Распространения Internet of Things