Eng

История и перспективы курса. Об авторе

 

 

Сорокин А.В. закончил экономический факультет МГУ в 1971 году. С 1973 (после службы в армии) работал на экономическом факультете. С 1975 г. до начала 90-х годов вел спецсеминар по "Капиталу" Маркса. В 90-х годах начал разработку лекционных курсов, позволяющих включить в фундаментальную модель "Капитала" достижения современной микро- и макроэкономики, а также применить эту модель к анализу закономерностей развития рыночной экономики в России.

Решение этой задачи потребовало серьезного анализа предмета и метода "Капитала" Маркса, политической экономии капитализма, микро- и макроэкономики.

Для этого пришлось обратиться к первоисточникам, поскольку общепринятые трактовки и, более того, переводы оказались неудовлетворительными. (В оригинале известного положения Смита о двух значениях стоимости оказалось, что меновая стоимость определяется как "покупательная способность"). Сильное впечатление произвела работа Вальраса, который "вывел равновесие из эмпирически наблюдаемого кривого спроса, ни разу не упомянув о полезности" (Благу). Вальрас - основатель математически описательного метода неоклассики. Пониманию метода микро- и макроэкономики способствовали работы Фридмена и Самуэльсона, в которых давалась критика маршаллианской версии. Смысл критики: "факты надо описывать, а не объяснять" (Фридмен). "Теория предельной полезности" Маршалла относится к "правдоподобным" гипотезам-объяснениям, выходящим за рамки научного математически описательного метода. Постулат Фридмена - иное изложение постулата Ньютона "Гипотез не измышляю". Аналог маржиналистской революции - революция Галилея и Ньютона в методе исследования физико-математических наук.

Пониманию метода "Капитала" и его принципиальных отличий от метода марксистской политической экономии способствовало непредвзятое прочтение "Введения" и "Капитала" Маркса.

Предмет "Капитала" - экономический базис, но не базис и надстройка, которые как раз и являются предметом политической экономии. Предмет "Капитала" и предмет микро- и макроэкономики един. Это совокупность производственных отношений конкретно исторического (капиталистического) способа производства материальной жизни.

Каков предмет, таким должен быть и метод. Предмет - общество, взятое с точки зрения его экономической структуры, как живой, развивающийся организм. Пониманию метода способствовало обращение к молекулярной генетике (открытие середины 50-х годов прошлого века), давшей метод построения моделей биологических организмов. Этот метод - разновидность диалектического метода.

В генетике во всех клетках биологического организма (и в каждой из них) обнаруживаются гены, которые, в то же самое время являются носителями наследственной информации. Так, для теста на отцовство, берется материал из любой клетки человеческого организма. В модели "Капитала", и в модели общественного богатства, такими "генами" являются два фактора - потребительная стоимость и стоимость, а исходным отношением - товар как единство потребительной стоимости и стоимости (но отнюдь не товар как "продукт труда, произведенный для продажи").

Построение модели представляет собой саморазвитие "экономического организма" из исходного отношения. В ходе построения модели в нее органически включаются математически описательные категории микро- и макроэкономики. Но не только. В нее включаются конкретные явления практики бизнеса, которые не отражены в микро- и макроэкономике.

Курс не мог называться "политической экономией" поскольку его предмет - совокупность производственных отношений, экономический базис. Предмет политической экономии шире. Это наука о базисе в надстроечной оболочке, о единстве базиса и надстройки, о государственном воздействии на базис. В этом смысле курс - составная часть политической экономии. Маркс не называет свою работу "политической экономией капитализма". Он конкретизирует» богатство народов" Смита. Капитал - это конкретно историческая форма "богатства народов", богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства.

Курс мог бы называться "Капитал. Критика политической экономии, микро- и макроэкономики", поскольку в нем дается критика не в смысле полного неприятия, а в смысле включения (синтеза) в единую модель категорий микро- и макроэкономики, которые не имели широкого хождения во времена Маркса. Такова конечная цель модели, но автор далек от претензий на создание "Капитала XXI века". В экономической науке трудно сделать открытие. Модель общественного богатства строилась на плечах титанов: А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса, Л.Вальраса, Дж. М. Кейнса, М. Фридмена.

Получился ли курс - судить читателю. Но что удалось сделать, так это построить модель общественного богатства современной рыночной экономики методом молекулярной генетики (диалектическим методом), систематизировать и объяснить пеструю мозаику категорий микро- и макроэкономики, вывести генетические законы рыночной экономики. Анализ и прогноз развития экономики России достигается путем рассмотрения "фенотипа", т.е. "генотипа" и институциональной (национальной) "окружающей среды".

Модель "Теории общественного богаства" проста и логична. Определения всех категорий строятся на двух исходных факторах общественного богатства - стоимости и потребительной стоимости (как в программировании на двоичной системе счисления - 0, 1). И хотя это не математика, а вербальное определение, каждое слово в определении имеет значение. Каждое последующее определение опирается на предыдущее.

Сложности в восприятии модели возникают только в том случае, если научные определения категорий подменяются обыденными или стереотипными представлениями (например, "стоимость - это произведение цены на количество", "деньги - это всеобщий эквивалент" и т.п.).

Усилия, затраченные на подготовку этого курса в ВУЗах России, сторицей окупятся благодарностью студентов, получивших системное, фундаментальное знание о рыночной экономике, непосредственно применимое как в практике бизнеса, так и на всех уровнях экономической деятельности. Нет ничего практичнее фундаментального знания. В стране перепроизводство юристов и экономистов, но на экономистов-аналитиков всегда будет спрос. Курс позволяет преодолеть недостаток, который, по мнению работодателей, заключается в полной неспособности выпускников к анализу и прогнозу.