Eng

Центр развития потребительского рынка МГУ продолжает изучение российского алкогольного рынка, его теневого сегмента, а также перспектив легализации онлайн-продаж алкогольной продукции.

Центр развития потребительского рынка МГУ продолжает изучение российского алкогольного рынка, его теневого сегмента, а также перспектив легализации онлайн-продаж алкогольной продукции.

В 2023 г. Центром проведен комплексный анализ актуального состояния алкогольного рынка в России, уровня потребления алкогольной продукции (АП) населением. Актуализированы данные по размерам теневого сегмента в разрезе категорий алкогольной продукции.

Исследование показало, что на фоне роста объемов производства основных видов АП последние несколько лет наиболее стабильно увеличивались продажи крепкой и слабоалкогольной продукций. В 2022 году объем розничных продаж алкогольной продукции достиг 7,9 л этанола на взрослого человека в год, увеличившись по сравнению с 2021 г. на 2,6%. При этом прирост потребления в 2020-2022 гг. происходил за счет увеличения розничных продаж крепкой алкогольной продукции с 2,9 л в 2019 г. до 3,8 л в 2022 г. Рост регистрируемого потребления алкогольной продукции в России в последние годы, особенно за счет увеличения продаж крепкой алкогольной продукции, является значимым негативным фактором, в том числе по причине алкоголь-ассоциированных последствий для здоровья и благополучия общества в целом.

Основными статьями доходов государства от отрасли остаются крепкий алкоголь и пивоваренная продукция. На их долю последние 10 лет стабильно приходится более 90% доходов от акцизов на алкогольную продукцию, а поступления от акцизов в 2022 году выросли на 7,2% до почти 0,5 трлн руб. Ожидаемый прирост в 2023 году составит около 30 млрд рублей.

Теневой рынок АП в России, по расчетам Центра, в 2022 г. составил порядка 20%. В литрах готовой продукции нелегальный рынок алкоголя занимает от 15,8 до 22,6% всего рынка АП, а в литрах чистого спирта — 17-25,4%. Более низкая цена нелегальной продукции, сокращение доходов населения и меньшая физическая доступность легальной продукции в силу действующих ограничений сохраняют рынок нелегальной продукции привлекательным для населения. При этом для нелегального рынка характерен феномен анизотропии – единожды попав на теневой рынок, покупатель с большой вероятностью на нем остается, опыт не становится однократным.

Как показывают расчеты, рынок интернет-продаж алкогольной продукции растет. Если в 2019 г. он оценивался в 8,4-14,5 млрд руб., то в 2022 г. — в 14,6-25,1 млрд руб. Стоит отметить, что, несмотря на заметные темпы роста, данный сегмент составляет менее 1% от общих продаж алкогольной продукции и около 2-4% теневого рынка алкогольной продукции.

Анализ предложений на интернет-рынке показал, что их наиболее распространенное и ключевое преимущество - возможность круглосуточной доставки, а потребитель в онлайн-сегменте сознательно готов платить за АП в несколько раз больше, чтобы обойти действующий запрет на ночную продажу алкогольной продукции и ее доставку на дом (премия за риск и удобство покупателя может превышать 100%).

Опираясь на результаты исследования дистанционной торговли 2021 г. дополнительно были произведены расчеты потенциала интернет-торговли алкогольной продукции в случае ее легализации в России, а также оценка финансово-экономических последствий для государства и рынка.

При проведении анализа использовались как классические методы анализа рынка, так и модифицированные эконометрические модели, которые дают возможность построить сценарии будущего развития офлайн и онлайн сегментов торговли алкогольной продукцией.

Ниже представлена краткая версия результатов исследования. Расширенная версия доступна по запросу на shamuzova@econ.msu.ru.

Исследование. Оценка влияния снятия запрета на дистанционную торговлю алкоголем на российский потребительский рынок и его участников.

 


02 апреля 2024